В пору моей юности изящная словесность была изгнана изо всех школ. Не хватало пособий, не хватало наставников. Меня не только никак не поощряли, но и буквально все отговаривали…
Ситуация, описанная Эразмом Роттердамским в посвящении к его книге Antibarbari, вполне применима к сегодняшней ситуации в гуманитарных науках.
Классическое образование было воспринято Эразмом через итальянских гуманистов — которые, в свою очередь, привезли его из Византии, хранившей классический syllabus на протяжении тысячелетия. Эта непрерывная традиция, продолжившаяся в Европе и в Новое время, оказалась искусственным образом прервана в Советском союзе. Возможность основательно изучать языки европейской культуры, сопровождавшие её на протяжении всей истории, осталась только у филологов-классиков.
В 90-е годы древние языки начали понемногу возвращаться в программы гуманитарных специальностей, но в таком урезанном виде, что применять их почти невозможно. Включение студентов в научную работу по целому ряду направлений гуманитарных исследований (истории, филологии, философии) затруднено, пока они знакомятся с европейской классикой по переводам.
Поэтому мы в Школе философии в 2014 г. придумали Греко-латинский клуб Antibarbari как среду, в которой у студентов будет возможность познакомиться с лучшими образцами греко-латинской словесности и самим решить, нужны ли им “мертвые” языки или нет, а не полагаться в этом вопросе на мнение людей, которые никогда не открывали Гомера.
Основная форма работы — семинары по медленному чтению античных и средневековых авторов. Некоторые из этих семинаров теперь доступны онлайн.
Ольга Алиева