“Филеб”: видео (часть 1)

Для тех, кто только недавно начал читать с нами “Филеба”, сделали подборку ссылок на предыдущие семинары (по ссылкам видео на семинары 1–9). С сентября по декабрь 2019 г. мы прочитали с начала диалога до 25d, постепенно будем выкладывать записи новых семинаров.

19 сентября 2019
Семинар 1. Читаем и разбираем “Филеба” с начала до 12b6, попутно обсуждая частицы в утвердительных ответах и терминологические переклички с Аристотелем

3 октября 2019
Семинар 2. Читаем «Филеба» 12b6–13d1. Сократ убеждает Протарха признать, что удольствия бывают «хорошими» и «плохими». В самом деле, говорит он, наслаждаются и безумец, и глупец. Разве эти два удовольствия подобны друг другу? Но, с точки зрения Протарха, противоположны причины удовольствий, а не сами эти удовольствия: так тень, отбрасываемая достойным и недостойным предметом, все равно остается тенью. Позицию Протарха сближали с «квантитативным гедонизмом» Иеремии Бентама, в рамках которого все удовольствия оказывают соизмеримы друг с другом.

10 октября 2019
Семинар 3. Читаем “Филеб” 13d1–14е6. Сократ заключает с Протархом сделку: тот признает, что бывают неподобные и даже противоположные удовольствия, а Сократ, в свою очередь, допустит, что и знание разнообразно. Это ставит собеседников перед проблемой единого и много, которая послужит отправной точкой для дальнейшего диалектического рассуждения.

24 октября 2019
Семинар 4. Комментаторы спорят о том, сколько вопросов — два или три — формулирует Сократ в «Филебе» 15a-b. Согласно одному прочтению, речь идет (1) о подлинном существовании таких единств, как «человек», «прекрасное» и др. и (3) о том, каким образом они, оставаясь вечно тождественными, оказываются разделенными в отдельных вещах. Однако Бернет видит в этом отрывке еще один вопрос: (2) каким образом нечто, будучи абсолютно единым, все-таки существует? Таким образом, Сократ отсылает здесь к первой гипотезе «Парменида». При любом прочтении обращает на себя внимание использование Платоном в этом отрывке понятий «монады» и «генады», которых еще не было в «Пармениде» и которые отражают более поздний этап академических дискуссий о едином и многом.

31 октября 2019
Семинар 5. Прочитали «Филеб» 16e2-19a2.

7 ноября 2019
Семинар 6. Читаем 19а-20с. Протарх наконец соглашается, что «божественный метод» требует от собеседников разделить и удовольствия, и разумение на виды, однако вместо того, чтобы приступить к этой задаче, Сократ рассказывает некую слышанную «во сне или наяву» речь о благе.

28 ноября 2019
Семинар 7. «Филеб» 20с-21d: Протарх и Сократ определяют критерии блага и смотрят, насколько разумная жизнь (без удовольствия) и приятная жизнь (без разумения) им соответствуют. Оказывается, что ни к той, ни другой жизни человек не станет стремиться, т.к., не обладая разумением, он даже не сможет понять, что наслаждается, а жизнь вовсе без наслаждения подобает разве что богам. Придется искать «правильную смесь»…

5 декабря 2019
Семинар 8. Читаем “Филеб” 22c-24a: Сократ и Протарх делят все сущее сначала надвое (предел и беспредельное), а затем добавляют к этому смешанный род и ум как причину смешения. Это поможет им выяснить, что ближе к блаженной жизни — ум или удовольствие…

12 декабря 2019
Семинар 9. 24a-25d: Разделив все сущее на 4 части, собеседники рассматривают теперь каждый род в отдельности. К роду беспредельного Сократ относит все, что допускает «более и менее»: более и менее холодное, сухое, и т.д. «Более и менее» не допускают количественной определенности и бегут с того места, где она появляется. Можно предположить, что речь идет не только и не столько о непрерывном, сколько о вещах, чья сущность допускает количественные вариации. Можно быть очень или слегка теплым, очень или слегка больным — этого не скажешь про другой род, про который речь пойдет на след. семинаре.

С ЯНВАРЯ ПО МАРТ 2020 ВИДЕО НЕ ЗАПИСЫВАЛИ! Ooops. Постараемся исправиться.