Руководство по Audacity

Когда мы впервые создаем учебные видео- или аудиоматериалы, нам необходимо научиться записывать и обрабатывать звуковую дорожку. Следующее краткое руководство поможет справиться с этой задачей и освоиться в аудиоредакторе Audacity.

1. Интерфейс

После того, как мы скачали и установили программу*, можем с ней знакомиться. Стоит оговорить, что в зависимости от ОС интерфейс может немного меняться (на скриншотах — Windows).

* Гайд по версии 3.0.3



На скриншоте выше видим строку Меню (обведена красным), Панель управления (обведена синим), Панель инструментов (обведена зелёным), Панель редактирования (обведена жёлтым). Подробнее о панелях и всех значках можете прочитать здесь: https://manual.audacityteam.org/#reference
или, на русском, здесь: https://digitalmusicacademy.ru/lesson-audacity-toolbars

В этом гайде мы научимся наиболее простому способу создания и обработки звуковой дорожки, поэтому коснемся только некоторых из возможностей Audacity. Прежде всего нас будет интересовать Панель управления, Меню, Панель редактирования, а также Панель инструментов (правда, последняя — лишь в самых общих чертах).

2. Панель управления

На Скрине 1 красным выделена кнопка, нажав которую, мы начинаем запись; синим — кнопка, с помощью которой мы можем поставить на паузу как запись новой дорожки, так и проигрывание уже записанной; зеленым — кнопки, с помощью которых мы переходим в начало/конец уже записанного трека. При самой записи последние никак не применяются. Желтым выделена точно так же бездействующая при записи команда. С помощью нее можем начать прослушивать записанную дорожку. Фиолетовым обведена кнопка, с помощью которой мы завершаем запись дорожки или прослушивания.


Скрин 1

При наведении курсора на любую из кнопок, рядом с ней и в окошке внизу отображается название команды и соответствующие горячие клавиши, см. Скрин 2 (правда, их нет для команды «Стоп», но, пожалуй, это не великая потеря).


Скрин 2

3. Меню

Первая «важная» вкладка Меню — Файл. Наведя на неё/нажав её, мы видим список возможных действий по работе со звуковыми файлами. После записи аудиодорожки советуем сохранить сначала сам проект (как на Скрине 3), а затем уже переводить его в формат MP3 (см. Скрин 4). Первое нужно для того, чтобы была возможность вернуться к работе с созданной дорожкой, если обнаружатся, к примеру, ошибки в произношении или мелкие, но неприятные «щелчки» (о них речь пойдет ниже).


Скрин 3


Скрин 4

Вторая «важная» вкладка, которую мы разберём (она же и последняя) — Эффекты. Обратите внимание на три эффекта, которые мы будем использовать — Компрессор, Нормализация и Подавление шума (Скрин 5). Мы научимся их использовать чуть позже.


Скрин 5

Не сомневаемся, что найдутся и другие полезные эффекты и вкладки Меню, о которых не было сказано выше. Мы будем рады, если после удачно проведенных экспериментов Вы поделитесь с нами своим опытом 🙂

 4. Панель инструментов

С помощью кнопок этой панели можно различными способами (в различных «режимах») работать с записанной дорожкой. По умолчанию используется инструмент Выделение (Скрин 6). С помощью этого инструмента мы выделяем отдельный фрагмент для прослушивания или редактирования (об этом см. следующий раздел). Также при обработке дорожки можно выделить ее целиком, используя горячие клавиши Ctrl+A (для Windows).


Скрин 6

5. Панель редактирования

На этой панели находится много полезных кнопок. Пройдемся по порядку.
Красным обведена кнопка Вырезать (см. Скрин 7). С помощью неё мы удаляем фрагмент дорожки, выделив необходимую область (одновременно и копируем — точно та же функция, что и в работе с текстом).


Скрин 7

Синим и зелёным обведены работающие в паре кнопки: Копировать и Вставить. Горячие клавиши, полагаю, всем известны. С помощью них копируем выделенный фрагмент и дублируем его в другом месте дорожки (например, это может быть «тишина» — фрагмент, где мы молчим и «шумы» сведены к минимуму, — поскольку в каком-то месте хотим увеличить паузу между словами).
Жёлтым обведено прекрасное средство борьбы с «щелчками»: аккуратно выделив фрагмент с одним из этих вредителей, а затем нажав кнопку, заполняем выбранное место тишиной.
Если же что-то при редактировании пошло не так, мы всегда можем отменить наше действие — как, впрочем, и восстановить отмененное. Для этого используем обведенные фиолетовым кнопки Отменить и Вернуть.
Для увеличения/уменьшения масштаба дорожки, что бывает полезно при редактировании более маленького/большого фрагмента, пользуемся кнопками Увеличить и Уменьшить (обведены оранжевым).

7. Обработка аудио

Возьмем в качестве примера уже созданную аудиозапись (Скрин 8), на которой опробуем некоторые кнопки Панели редактирования и Эффекты.


Скрин 8

Вырезать фрагмент
Наводим курсор на нужное нам место дорожки, нажимаем левую кнопку мыши, удерживаем и выделяем столько, сколько требуется (Скрин 9).


Скрин 9

Затем нажимаем кнопку Вырезать (горячие клавиши Ctrl+X), и фрагмент исчезает (Скрин 10).


Скрин 10

Отменить и вернуть действие
Но немного поразмыслив, мы понимаем, что вырезанный фрагмент был не так уж плох и решаем его вернуть. Для этого используем команду Отменить (Ctrl+Z). Фрагмент возвращается на свое место (Скрин 11).


Скрин 11

Затем, подумав ещё раз и ещё раз прослушав аудио, мы приходим к мысли, что фрагмент всё-таки лишний. Вместо того чтобы заново пытаться его найти и выделить, мы просто-напросто возвращаем результат совершенного ранее действия (Скрин 12).


Скрин 12

Копировать — Вставить
Воспроизведем упомянутый выше пример с «тишиной». Выделяем и копируем нужный фрагмент дорожки (Скрин 13), выбираем другое место, где мы хотели бы увеличить паузу (Скрин 14). Затем, используя либо кнопку Панели редактирования, либо горячие клавиши, вставляем скопированный фрагмент (Скрин 15).


Скрин 13


Скрин 14


Скрин 15

Подавление шума
Для уменьшения фонового шума на протяжении всей аудио нужно проделать следующие действия. Выберем фрагмент, где мы молчим (и, желательно, не дышим!**). Выделив фрагмент, можем прослушать его отдельно. Так мы убедимся, что он соответствует требованиям. Для удобства можно увеличить масштаб (особенно если аудиозапись получилась длинная), как это сделано на Скрине 16. Затем среди Эффектов выбираем Подавление шума (см. Скрин 17). Всплывает окошко, где нажимаем Получить профиль шума (Скрин 18).

**Если будем подавлять шум, используя как профиль фрагмент с дыханием, то можем существенно ухудшить звук аудио.


Скрин 16


Скрин 17


Скрин 18

Затем, поскольку нам нужно снизить шум на всей*** дорожке, то выделяем её с помощью клавиш Ctrl+A (Скрин 19). Далее возвращаемся к окошку (Эффекты → Подавление шума), где выбираем Ок (Скрин 20). Обратите внимание на установленные по умолчанию параметры (правда, в нашем случае их менять не нужно).

***Если же нам нужно обработать фрагмент, то, соответственно, выделяем только его.


Скрин 19


Скрин 20

После всех манипуляций получаем следующую картину (см. Скрин 21). Сравните ее с той, что на Скрине 19. Видите разницу? Если проиграете аудиозапись ещё раз, то к тому же и услышите.
С помощью Подавления шума можно успешно снизить общий фоновый уровень шума. Советуем ограничиться единственным проведением этой операции на всей дорожке. Если обнаружите высокий уровень шума и в других местах, то не стоит с помощью Профиля этого шума редактировать всю дорожку (можно ограничиться тем же фрагментом, что был выделен как Профиль шума).


Скрин 21

Заполнение тишиной
Выделяем фрагмент, где нет речи или дыхания****, но есть резкий шум, с которым Подавление не смогло справиться, т. к. он громче фонового (см. Скрин 22). Далее нажимаем одну чудесную кнопку (см. Скрин 23) и с помощью нее добиваемся желаемого результата (Скрин 24).

****От дыхания избавляться и в этом случае не советуем, звучать будет неестественно.


Скрин 22


Скрин 23


Скрин 24

Нормализация
Этот эффект мы используем уже после того, как провели Подавление шума (см. выше). Для начала выделяем всю дорожку (Ctrl+A*****), на которую эффект нормализации будет распространяться (Скрин 25). Затем выбираем на панели Меню Эффекты → Нормализация. Открывается окошко (см. Скрин 26). Нам подходят заводские пресеты (установлены по умолчанию), так что изменять и настраивать ничего не нужно. Нажимаем Ок и смотрим, как меняется картинка по сравнению со Скрином 25 (см. Скрин 27).

*****Если Вы применяется Нормализацию сразу после Подавления шума, то вся дорожка уже будет выделена, выделять ее еще раз не потребуется.


Скрин 25


Скрин 26


Скрин 27

Компрессор
Идем по пути Эффекты → Компрессор, открывается окно настройки (Скрин 28). Здесь нам нужно будет кое-что изменить в установленных по умолчанию фильтрах, а именно Пропорции и именно следующим образом (см. Скрин 29). Нажимаем Ок, смотрим, что получилось (Скрин 30).


Скрин 28


Скрин 29


Скрин 30

Финал
Нам остается только сохранить наш проект и перевести его в MP3 формат (см. главу «Меню»).
На этом пора ставить точку 🙂

ἀγαθῇ τύχῃ

Учебные материалы подготовлены в ходе проекта «Разработка методических материалов для изучающих латинский и древнегреческий языки» при поддержке фонда «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2021 году.