Древнегреческий в формате flipped classroom

Курс древнегреческого языка в рамках ОП “Философия” стал победителем конкурса Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ (осень 2020). Курс отмечен в номинации «Оригинальные элементы online-преподавания». В заявке на конкурс О.В. Алиева поделилась опытом преподавания древнего языка в формате flipped classroom на первом курсе бакалавриата по философии. Для коллег, которые думают о “переворачивании” занятий, публикуем здесь выдержки из заявки.

Что такое flipped classroom
Одним из видов blended обучения является так называемый «перевернутый класс» (flipped classroom). При традиционном подходе преподаватель объясняет материал в аудитории группе студентов, а усвоение новой темы происходит происходит дома, в режиме самостоятельной работы. «Перевернутый класс» меняет эти два элемента местами: новую грамматику/теорию студент изучает самостоятельно, а отработка и осмысление материала происходит в аудитории, при участии преподавателя и/или в группах.

Педагогический смысл
С педагогической точки зрения, «перевернутый класс» решает две задачи. (1) Дома: освоение грамматики происходит в комфортном для студента темпе и условиях; студент может не переживать, что он пропустил объяснение грамматики. (2) В аудитории: большая вовлеченность студентов в процесс: active learning вместо пассивного усвоения. Это особенно актуально в рамках курсов по древнегреческому языку, на которые в рамках ОП «Философия» отводится в среднем 28 пар (1 семестр, две пары в неделю). Тратить аудиторное время на монологи о грамматике в таких условиях нецелесообразно.

Технологии
Хотя вариантом flipped classroom является и тот случай, когда преподаватель просит изучить новую грамматику по учебнику, наиболее эффективно этот формат преподавания реализуется при помощи небольших видео с теоретическим материалом, которые преподаватель записывает к каждому занятию. Важно, что видео не должно дублировать учебник: это пояснение, дополнение, иллюстрация того, что можно найти в книге, а не замена самостоятельного чтения.

Записывать онлайн-курс по древнегреческому в студийных условиях не вполне удобно, так как (а) формат «говорящей головы» на фоне презентации не подходит для объяснения грамматического материала; (б) визуализация теоретического материала по древнегреческому языку требует особых подходов и навыков, которых может не быть у обычного видеоредактора. Опыт таких организаций, как Khan Academy, свидетельствует в пользу жанра whiteboard animation. Для создания видео в этом жанре требуется хороший микрофон, графический планшет и любой графический редактор или онлайн-доска (для фона), а также программное обеспечение, позволяющее записывать видео с экрана и монтировать финальный ролик. Готовым роликом можно поделиться со студентами через Teams или опубликовать на YouTube. Последний вариант служит не только образовательным, но и просветительским целям.

Soft skills
Создание одного небольшого ролика является очень трудоемким делом: весь процесс, от написания сценария до публикации, может занимать до нескольких рабочих дней. Привлечение к этому процессу студентов (через «Ярмарку проектов») поэтому выглядело естественным решением. Достоинства подобного сотрудничества стали очевидны уже позже. В процессе работы над роликом студенты не только осваивают все технологические тонкости процесса, но и развивают soft skills: учатся работать в командах, находить нестандартные творческие решения, систематизировать и излагать теоретический материал, визуализировать сложные темы. Для кого-то это способ открыть в себе педагогические таланты.

YouTube канал
Благодаря подключению к проекту студентов удалось в короткие сроки (с 1 мая 2020 г. до 31 декабря 2020 г.) загрузить на канал более 50 роликов и повысить число подписчиков с 5 до почти 500 человек. Сейчас на канале можно найти ролики в трех разных жанрах: фрагменты семинаров в Zoom, whiteboard animation и анимированные презентации.

О том, как сделать свое первое обучающее видео, расскажем в следующем материале. Подписывайтесь на обновления сайта!