Подборка видеозаписей семинара (осень–зима 2021).
8 июля 2021
10 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии». Участники семинара читали и переводили фрагменты 13 и 14 по изданию Ross’a (Philo, Leg. Alleg. 3. 32. 97–99; Philo, Leg. Alleg. 3. 32. 97–99; Sen. Q. N. 7.30), в которых транслируется мысль Аристотеля 1) о боге как причине мира и порядке; 2) о мире как разумно устроенной богом целостности и 3) о способе познания бога «снизу вверх» (через действия и творения бога).
29 июля 2021
11 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии». Участники семинара прочитали фрагменты 14 (Plu. Mor. De tranquill. 477c), 15 (Synes. Dio 10.48a; Michael Psellus, Schol. ad Joh. Climacum, 6.171) и приступили к чтению фрагмента 16 (Simp, in De Caelo 289. 1–15). В данных фрагментах уточняется космологическая метафора Аристотеля, а именно осуществляется постепенный переход от «мира как божьего замысла и творения» к «миру как храму, месту божественных мистерий», где устроителем таинств является сам бог, а сущности, наполняющие мир, их участники. Проводится мысль, что и человек причастен этим таинствам как посвящаемый. В связи с этим уточняется и понимание истинного знания –– не столько рационального дискурса, сколько целостного, интуитивного постижения. Участники семинара также обсудили этот фрагмент в свете подобных пассажей, имеющихся у Платона, стоиков и неоплатоников.
12 августа 2021
12 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии». Участники семинара прочитали фрагменты 16 (Simp, in De Caelo 289. 1–15) и 17 (Scol. In Proverb. Salomonis, cod. Paris. Gr. 174, f. 46 a), в которых разбираются вопросы об атрибутах божественного начала –– вечность, неразрушимость, неизменяемость и др. Участники обсудили степень зависимости аргументов, приводимых Симпликием, от аргументов Аристотеля в трактате «О небе» (279а30–279b3) и Платона во II книге диалога «Государство» (380d–381e).
2 сентября 2021
13 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии». Участники семинара читали фрагменты 18 (Philo, De aet. mundi, 10–11 ) и 19а (Philo, De aet. mundi, 20–24 ), обсудили данный Аристотелем образ мира как живого и видимого бога, рассмотрели параллели с платоновским «Тимеем», доказательства вечности мира через его сущностные атрибуты (нерожденность, целокупность, уникальность, неразрушимость), аристотелевскую критику «безбожников» –– сторонников учений о возникновении и гибели мира/миров.
30 сентября 2021
14 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии» (30.09.2021). Участники семинара читали фрагмент 19b (Philo, De aet. mundi, 6.28–7.34 ), в котором неподверженность космоса разрушению обосновывается тем, что элементы, составляющие космос, находятся каждый на своем естественном месте и не имеют тенденции к его перемене, а значит, и к распаду мирового целого.
28 октября 2021
15 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии» (28.10.2021). Участники семинара читали фрагменты 19c (Philo, De aet. mundi, 8.39–43), в котором рассматривалось обоснование, почему благой бог не имеет не имеет тенденции к разрушению своего творения (космоса), и 20 (Cic. Lucullus 38.119; Lact. Inst. 2.10.), где Цицерон видит нерушимость космоса в его совершенном порядке, а Лактанций, напротив, из разрушимости единичных внутрикосмических вещей, заключает о неизбежной разрушимости космоса в целом, а также о том, что имеющее конец своего существования необходимо имеет и его начало.
11 ноября 2021
16 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии» (11.11.2021). Участники семинара читали фрагменты 21 (Сic. N.D. 2.15.42; Сic. N. D. 2.16.44; Nemes. De Nat. Hom.); 22 (Stob. I.43 (37).I); Olymp. In Phd.180.22–23 (Norvin), 23 (Olymp. in Phd. 200.3–6; Ibid. 239.19–21), 24 (Olymp. in Phd. 26.22–27.4), посвященные аристотелевскому учению об эфире (т.н. «эфирном теле»), а также обоснованию Аристотеля, почему небесные тела, обладающие эфирной природой, являются живыми и разумными существами.
25 ноября 2021
17 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии» (25.11.2021). Участники семинара приступили к чтению и комментированию фрагмента 25, в котором Аристотель рассуждает о небесной математической гармонии. Вероятно, его переход от анализа эфирной природы небесных светил к гармонии связан трансляцией и анализом пифагорейско-платоновского учения о математических пропорциях, лежащих в основе музыкальной гармонии и определяющих природу надлунной структуры неба и характер движения небесных светил. Пока остается открытым вопрос, разделяет ли здесь Аристотель платоновскую доктрину или же воспроизводит ее с целью дальнейшей критики, как это представлено у него в «О небе» и «Метафизике».
20 января 2021
18 встреча участников семинара, посвященного медленному чтению и комментированию фрагментов диалога Аристотеля «О философии» (20.01.2022). Участники семинара завершили чтение и обсуждение фрагмента 25, в котором помимо общего музыкального теоретического дискурса Аристотель приводит рассуждение о том, что чувства, а именно зрение и слух, также имеют гармоническую структуру и потому способны воспринимать музыкальную и математическую гармонию. Также было начато чтение 26 фрагмента – 26 а (Cic. N. D. 1.13.33), содержащий любопытные замечания о трактовках бога и божественного в третьей книге «О философии» Аристотеля, имеющих пересечения с дискурсом о божественном, отраженным в доступных т.н. «эсотерических» произведениях Аристотеля («Метафизика», «Физика», «О небе»).