Чтения “Филеба” (осень–зима 2021)
15 июля 2021
Семинар 25. Филеб 47e4–48c5. Сократ и Протарх продолжают рассматривать смешанные удовольствия и огорчения самой души, среди которых удовольствия, связанные с комедией и трагедией. Сократ определяет понятие смешного через понятие злорадства.
22 июля 2021
Семинар 26. “Филеб” 48с6–49a3. Сократ и Протарх исследуют природу комического смеха и выделяют три вида незнания, которое вызывает смех.
5 августа 2021
Семинар 27. “Филеб” 49а4–50а4. Рассуждение о связи злорадства/зависти и смеха в связи с комедией. Почему мы смеемся не над сильными, но над слабыми.
26 августа 2021
Семинар 28. “Филеб” 50a5-51b1. Сократ и Протарх завершают обсуждение зависти и злорадства и переходят от смешанных удовольствий к чистым. Сократ благодарит своих мудрых, но чересчур аскетичных, предшественников, но не соглашается с их пониманием удовольствия как прекращения страданий.
9 сентября 2021
Семинар 29. “Филеб” 51b2–e5. Чистые удовольствия зрения, слуха и обоняния: удовольствия, в которых нехватка неощутима, а наполнение ощутимо и приятно.
27 сентября 2021
Семинар 30. Филеб 51e6–53b2. Сравнивая “чистые” удовольствия c белым цветом, Сократ хочет показать, что образцом в каждом роде является не самое сильное или большое, но самое беспримесное. Но Гослинг подозревает, что в этом пассаже есть элемент “пропаганды” (Gosling 1975, с. 124): почему именно чистые удовольствия должны считаться образцовыми, Сократ, строго говоря, не объясняет.
13 октября 2021
Семинар 31. “Филеб” 53b4–54b8. Доказательство того, что удовольствие не является благом, потому что представляет собой становление, вводится со ссылкой на неких “остроумцев” и, по мнению Хакфорта, плохо связан с предыдущим рассуждением. По сути Сократ здесь заново опровергает давно уже опровергнутый тезис Филеба, что удовольствие в целом является благом.
8 ноября 2021
Семинар 32. Филеб 54с1-55с1. Сократ и Протарх рассматривают внутренние противоречия, присущие позиции гедониста: он не только вынужден стремиться к разрушению, без которого невозможно становление-удовольствие, но и должен признать, что тот, кто наслаждается, будет человеком достойным (благим).
24 ноября 2021
Семинар 33. Филеб 55с2–56с6. Переходя к классификации знаний, Сократ выделяет знания прикладные и те, которые относятся к воспитанию и образованию. Вторые прямо в диалоге больше не упоминаются, а первые, в свою очередь, делятся на те, что причастны большей точности (плотницкое дело) и те, в которых точности меньше (игра на флейте).
5 декабря 2021
Семинар 34. Филеб 56с3-57с3. Текст этого отрывка в нескольких местах испорчен, но общий смысл восстанавливается: Сократ настаивает, что более точные науки (арифметика, искусство вычисления и измерения) тоже делятся на два вида, один из которых более чистый, имеющий дело с подобными друг другу единицами, а другой — смешанный, прикладной, когда считаются конкретные предметы (то есть единицы друг другу не равны). Таким образом, как и в разговоре об удовольствиях, основанием для деления знания на виды становится его чистота/точность.
24 декабря 2021
Семинар 35. Филеб 57с3–58с1. Сократ спрашивает о положении диалектики по отношению к другим наукам, а Протарх вспоминает, чему он научился у Горгия.