Эразм Роттердамский. О способе обучения. Учебный комментарий

«De ratione studii ac legendi interpretandique auctores liber» (1512 г.) трактат голландского гуманиста Эразма Роттердамского, одного из крупнейших деятелей Северного Возрождения. В этом тексте Эразм описывает свою концепцию гуманистического школьного образования. Основой всего он считает изучение классической словесности и древних языков, а также, конечно, чтение «bonas litteras». Опираясь на свой опыт преподавания латыни и древнегреческого, Эразм предлагает рекомендации по организации учебной программы и эффективные подходы к обучению. Произведение написано на латинском языке с ориентацией на классическую традицию, при этом Эразмова манера письма достаточно лаконична. Такой стиль называют «tumultuarius», то есть буквально «на скорую руку». «De ratione studii» стало очень популярным в европейской гуманистической среде. К этому тексту близки и некоторые другие произведения Эразма: «De copia», «Parabolae» и «Antibarbari». Все они, как писал сам автор, «spectant ad institutionem litterarum».

Над подготовкой комментария работали участники Греко-латинского клуба НИУ ВШЭ Antibarbari: Аделина Лебзак (фрагменты 1, 3, 7), Дарья Гуревич (5, 8) и Юлия Дёмина (2, 4, 6). Общая редактура Дарьи Гуревич и Аделины Лебзак. Предисловие и оформление Дарьи Гуревич. Руководитель проекта К. Е. Прокопов.